img36.jpg
О стране
         

Оман

История, государственное устройство, органы власти

Полное название

Султанат Оман

Название на языке страны

араб. سلطنة عُمان (Saltanat Uman)

Название на английском языке

the Sultanate of Oman

Географическое положение

Аравийский полуостров

Столица

Маскат

Административное деление

11 районов, 61 провинция

Полный перечень административно-территориальных единиц

Дофар, Маскат, Мусандам, Эль-Бурайми, Северная Эль-Батина, Южная Эль-Батина, Эль-Вуста, Эд-Дахилия, Эз-Захира, Эш-Шаркия, Северная Эш-Шаркия, Южная Эш-Шаркия

Официальные языки

арабский

Национальный/этнический состав

арабы - 73%

индийцы - 13%

пакистанцы - 7%

др. - 7%

Религиозный состав

большинство верующих – ибадиты, остальные – мусульмане-сунниты, индуисты и христиане

Денежная единица

оманский риал = 1 000 байз

Телефонный код

+968

Интернет-домен

.om

Национальные праздники

18 ноября – Национальный день

Основные государственные праздники

1 января - Новый Год

3 января 2015 г. - Маулид ан-Наби (День рождения

пророка Мухаммеда)

16 мая 2015 г. - Лейлат аль-Мираж

(Ночь вознесения Пророка Мухаммеда)

18-20 июля 2015 г. - Ид аль-Фитр

(Праздник разговения)

23 июля - День возрождения

(начало правления султана Кабуса)

23-26 сентября 2015 г. - Ид аль-Адха

(Праздник жертвоприношения)

13 октября 2015 г. - Аль-Хиджра

(Мусульманский новый год)

Дипломатические отношения

Дипломатические отношения с СССР установлены

26 сентября 1985 г.

В декабре 1991 г. Российская Федерация признана

правопреемницей СССР.

Историческая справка

Прибрежные территории современного Омана были заселены еще в IV-III вв. до н.э. В VII в. Оман был включен в состав Арабского халифата, население было обращено в ислам. В середине VIII в. Оман стал независимым имаматом (теократическое государство). Затем оманские имамы находились в подчинении у правящей династии Арабского халифата – Аббасидов (IX-XI вв.), Португалии (XVI—XVII), Персии (XVIII). После изгнания персов (1744) была создана Оманская империя, включающая территорию современного Омана и обширные прибрежные территории Аравийского полуострова. В начале XIX в. территория Омана находилась под контролем Великобритании и состояла из княжеств султаната Маскат, имамата Оман и Пиратского берега (с 1853 г. - Договорный Оман, с 1971 г. - ОАЭ).

В 1913 г. имамат Оман во главе с имамом Салимом ибн Рашидом аль-Каруси (1911-1920) объявил себя независимым от султаната Маскат и отказался признать власть Англии. После семилетней войны Англии и Маската с Оманом в 1920 г. был заключен Сибский мирный договор, согласно которому имамат Оман был признан независимым государством.

С 1920 г. имам Омана Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Халили аль-Каруси (1920-1954) перестал платить налоги Маскату, а также ввел в обращение собственные паспорта. 20 декабря 1951 г. между Оманом и Великобританией заключен Договор о дружбе. Открытие на территории имамата Оман нефти в приграничном с Королевством Саудовская Аравия оазисе Бурайми стало причиной нового обострения отношений между княжествами. В 1955 г. султан Маската Саид бен Теймур (1932-1970) при поддержке Лондона оккупировал Оман. Сибский договор был признан недействительным, имам Омана Али ибн Галиб аль-Хинави (1954-1955) был вынужден уехать в Саудовскую Аравию. После своего возвращения в июле 1957 г. при поддержке местных шейхов он развернул военные действия против Маската. Маскат поддержала Великобритания, что привело к поражению в августе 1957 г. Али ибн Галиба аль-Хинави и высылке его из Омана в Саудовскую Аравию.

В 1964 г. в султанате обнаружена нефть, в 1967 г. началась эксплуатация первой нефтяной скважины.

23 июля 1970 г. в результате бескровного переворота султан Саид бен Теймур был смещен своим сыном Кабусом бен Саидом. С 9 августа 1970 г. государство называется Султанат Оман.

В 1985 г. США получили право на размещение в Омане ограниченного контингента военно-воздушных и военно-морских сил.

Оман предоставлял свою территорию для размещения войск антииракской коалиции в 1991 г. и в 2003 г.

6 ноября 1996 г. султан подписал первый Основной закон (конституцию) Омана, в котором определены полномочия правителя и порядок престолонаследия, впервые провозглашались основные права граждан. В соответствии с конституцией, в декабре 1997 г. был создан двухпалатный совещательный орган парламентского типа - Совет Омана, который состоит из Государственного совета и Совета шуры. Первые в истории Омана выборы в Совет шуры прошли в октябре 1997 г. В 2002 г. право голоса получили все граждане страны старше 21 года. На выборах в Совет шуры в 2003 г. были избраны две женщины; в 2004 г. была назначена первая женщина-министр правительства.

До 2011 г. султану принадлежала вся полнота законодательной власти. 13 марта 2011 г. Кабус под давлением массовых акций протеста издал декрет о передаче части законодательных полномочий Совету Омана. В 2012 г. прошли первые в истории Омана муниципальные выборы.

Оман - член ООН (1971), ЛАГ (1971), ОИС (1972), ССАГПЗ (1981), ВТО (2000).

Государственное устройство

Монархия в форме султаната. Действует Основной закон от 6 ноября 1996 г. с последними поправками от 2011 г.

Руководство страны

Главой государства является султан (власть передается по мужской линии). Ему принадлежит законодательная и исполнительная власть. Он является премьер-министром, верховным главнокомандующим вооруженными силами, совмещает функции министра иностранных дел, обороны и финансов. Султан является верховным судьей и высшим духовным лицом страны - имамом.

Султан

Кабус бен Саид Аль САИД (араб. قابوس بن سعيد آل سعيد‎‎, Qaboos bin Said Al Said)

Дата рождения: 18 ноября 1940 г.

Дата вступления в должность:23 июля 1970 г.

Законодательная власть

Принадлежит султану и Совету Омана - двухпалатному совещательному органу парламентского типа. Совет Омана состоит из Консультативного совета и Государственного совета. По Основному закону, каждая провинция с населением до 30 тыс. чел. имеет одного представителя в Консультативном совете, а провинция с населением более 30 тыс. чел. - двух. Число членов Государственного совета не должно превышать число членов Консультативного совета. Государственный совет назначается султаном сроком на 4 года. Консультативный совет избирается в ходе прямых выборов сроком на 4 года.

Государственный совет (араб. مجلس الدولة, Majlis al-Dawla)

Назначен 1 ноября 2011 г.

Количество членов: 84


Руководитель:

Председатель

Яхья бен Махфуз аль-МАНЗЕРИ (араб. يحيى بن محفوظ المنذري, Yahya bin Mahfoudh al-Mantheri)

Консультативный совет (араб. مجلس الشورى, Majlis al-Shura)

Избран 15 октября 2011 г.

Количество членов: 84


Руководитель:

Председатель

Халед бен Хилал бен Насир аль-МАУЛИ (араб. خالد بن هلال المعولي, Khalid bin Hilal bin Nasir al Mawaly)


Исполнительная власть

Исполнительная власть принадлежит султану и возглавляемому им правительству.

Совет министров (араб.مجلس الوزراء, Majlis al-Wuzara)

Руководитель:

Премьер-министр

Кабус бен Саид АЛЬ САИД (араб. قابوس بن سعيد آل سعيد‎‎, Qaboos bin Said Al Said)


Заместитель

Имя

Имя на английском

по делам кабинета министров

Фахд бен Махмуд ас-САИД

Fahd bin Mahmoud al-Said

Cостав:

Министр

Имя

Имя на английском

иностранных дел, обороны и финансов

султан Кабус бен Саид ас-САИД

Qaboos bin Said al-Said

культуры и национального наследия

Хайтам бен Тарек аc-САИД

Haytham bin Tariq al-Said

по делам Двора

Султан бен Мухаммед ан-НУМАНИ

Sultan bin Muhammad al-Numani

канцелярии Двора

Халeд бен Хилал бен Сауд аль-БУСАИДИ

Khalil bin Hilal bin Saud al-Busaidi

ответственный за оборону

Бадр бен Сауд аль-БУСАИДИ

Badr bin Saud al-Busaidi

ответственный за финансы

Дарвиш бен Исмаил бен Али аль-БАЛУШИ

Darwish bin Ismail bin Ali al-Balushi

внутренних дел

Хамуд бен Фейсал аль-БУСАИДИ

Hamoud bin Faisal al-Busaidi

ответственный за иностранные дела

Юсеф бен Алауи бен АБДАЛЛА

Yousef bin Alawi bin Abdullah

юстиции

Aбдулмалик бен Абдалла бен Али аль-ХАЛИЛИ

Abdulmalik bin Abdallah bin Ali al-Khalili

высшего образования

Рауийа бинт Сауд аль-БУСАИДИЙА (жен.)

Rawiyah bint Saud al-Busaidiyah

просвещения

Мадиха бинт Ахмад бен Насир аш-ШАЙБАНИЙА (жен.)

Madiha bint Ahmad bin Nasir al-Shaibaniyah

информации

Абдальмунем бен Мансур бен Саид аль-ХАСАНИ

Abd al-Munem bin Mansour bin Said al-Hasаni

жилищного строительства

Саиф бен Мухаммед аш-ШАБИБИ

Muhammad bin Saif al-Shabibi

транспорта и коммуникаций

Ахмад бен Мухаммед бен Салим аль-ФУТАИСИ

Ahmad bin Muhammad bin Salim al-Futaisi

здравоохранения

Ахмад бен Мухаммед бен Обейд ас-САИДИ

Ahmad bin Muhammad bin Obaid al-Saeedi

трудовых ресурсов

Абдулла бен Насер бен Абдулла аль-Бакри

Abdullah bin Nasser bin Abdullah al-Bakri

торговли и промышленности

Aли бен Масуд бен Али ас-СУНАИДИ

Ali bin Massoud bin Ali al-Sunaidi

гражданских служб

Халид бен Умар бен Саид аль-МАРХУН

Halid bin Umar bin Said al-Marhoon

социального развития

Мухаммед бен Саид бен Саид аль-КАЛБАНИ

Muhammad bin Said bin Said al-Kalbani

по делам ислама и вакуфов

Абдалла бен Мухаммед ас-САЛМИ

Abdullah bin Muhammad al-Salmi

сельского хозяйства и рыболовства

Фуад бен Джафар бен Мухаммед ас-САДЖВАНИ

Fuad bin Jaafar bin Muhammad al-Sajwani

нефти и газа

Мухаммед бен Хамад аль-РУМХИ

Muhammad bin Hamad al-Rumhi

по юридическим делам

Абдалла бен Мухаммед бен Саид аc-САИДИ

Abdallah bin Muhammad bin Said al-Saidi

туризма

Ахмад бен Насер бен Хамад аль-МАХРАЗИ

Ahmad bin Nasir bin Hamad al-Mahrazi

по делам спорта

Саад бен Мухаммед бен Саид аль-Мардхуф ас-СААДИ

Saad bin Muhammad bin Said al-Mardhouf al-Saadi

охраны окружающей среды и мониторинга климатических изменений

Мухаммeд бен Салим бен Саид ат-ТУБИ

Muhammad bin Salim bin Said al-Toobi

по делам муниципалитетов и водных ресурсов

Ахмад бен Абдалла бен Мухаммед аш-ШИХИ

Ahmad bin Abdalla bin Muhammad al-Shihi

государственный министр и правитель Маската

Сауд бен Хилал бен Хамад аль-БУСАИДИ

Saud bin Hilal bin Hamad al-Busaidi

государственный министр и правитель Дофара

Мухаммад бен Султан бен Хамуд аль-БУСАИДИ

Muhammad bin Sultan bin Hamud al-Busaidi

генеральный секретарь кабинета министров

Аль Фадл бен Мухаммед бен Ахмад аль-ХАРТИ

Al Fadhl bin Muhammad bin Ahmad al-Harthi

ПАРТИИ, ДВИЖЕНИЯ И ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Политических партий в стране нет.

Средства массовой информации

Информационные агенства

Oman News Agency (Информационное агентство Омана). Государственная служба. Находится в Маскате. Основана в 1986 г. Генеральный директор и главный редактор – Маджид бен Мухаммед бен Фарадж ар-РОВАС (Majid bin Muhammad bin Faraj al-Rowas).

Газеты, журналы, интернет-издания

Oman News Agency (Информационное агентство Омана). Государственная служба. Находится в Маскате. Основана в 1986 г.

Al-Watan (“Родина”). Ежедневная газета на арабском языке. Выходит в Маскате. Основана в 1971 г.

Oman ("Оман"). Ежедневная газета на арабском языке. Выходит в Маскате.

Oman Daily Observer (“Ежедневный обозреватель Омана”). Ежедневная газета на английском языке. Выходит в Маскате. Основана в 1981 г.

Times of Oman (“Время Омана”). Ежедневная газета на английском языке. Выходит в Маскате. Основана в 1975 г.

Радио, телевидение

Radio Sultanate of Oman (Радио Султаната Оман). Находится в Маскате. Основано в 1970 г.

Oman Television (Телевидение Омана). Находится в Маскате. Основано в 1974 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Согласно данным Национального центра статистики и информации Омана, в 2013 г. из 3,8 млн населения страны гражданами являлись 2,1 млн.

Общая информация по стране

Оман - относительно крупная страна, расположенная на Аравийском полуострове и граничащая с Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией и Йеменом. Ормузский пролив отделяет Оман от Ирана. Хотя история Султаната Оман насчитывает более тысячелетия, в своем современном виде Оман был образован после вступления на престол нынешнего правителя Султаната - султана Кабуса ибн Саида аль-Саида 23 июня 1970 года.

Население Омана составляет всего 2,87 млн. чел., из которых 70% - граждане Омана и 30% - рабочие экспаты. Оман не является крупным финансовым центром и имеет ограниченные запасы нефти и газа. Начиная с 1976 года, Оман стремится проводить политику диверсификации и модернизация своей экономики, последовательно принимая 5-летние планы развития. Султанат делает ставку на уникальных преимуществах своей истории как морской и торговой державы, приверженности экономическим принципам свободного рынка, низком уровень преступности и своей чистой и уникальной природе.

Сами оманцы период развития страны с 1970 года называют «Оманским Ренессансом». Правительство декларирует, что гражданин Султаната Оман - это главная составляющая развития страны, а его благополучие – цель государства. Исходя из этого, правительство Султаната стремится достичь баланса между обеспечением благосостояния граждан и сохранением культурного и природного наследия. За период после восшествия на престол султана Кабуса в стране значительно увеличился масштаб проектов в различных отраслях. Главной задачей данных проектов является поиск лучших возможностей диверсификации, преодоление нефтяной зависимости.

Благодаря ряду факторов, таких как особенности географического положения, политическая стабильность и безопасность, интегрированная инфраструктура и солидная правовая база Султанату Оман удалось достигнуть намеченной цели и привлечь иностранный капитал. Росту инвестиционной привлекательности страны немало способствовали участие Султаната в экономических организациях – в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива, Ассоциации регионального сотрудничества стран Индийского океана, Всемирной торговой организации, а также тесные взаимоотношения с братскими и дружественными странами, со многими из которых подписаны соглашения о свободной торговле и учреждены совместные экономические комиссии.

В Омане действуют 6 промышленных зон – аль-Русаиль, Сохар, Низва, Салала, Сур, аль-Бурайми. Также открыт парк информационных технологий «Оазис знаний Маската», инвестиции в который оцениваются в US$9,4 млрд. В настоящее время рассматривается вопрос о создании трех дополнительных промышленных зон – Самаиль, Ибри и Мусандам. В Омане существуют 3 свободные экономические зоны - свободная зона в промышленном порту Сохар (объем инвестиций - US$14 млрд.), свободная зона Салала (объем инвестиций - US$3,5 млрд.), свободная зона аль-Мазуна, которая находится на границе с Республикой Йемен. С 2011 г. особой экономической зоной считается город аль-Дукм, в котором расположены перспективные экономические объекты – аэропорт, гостиницы, морской порт и сухой док.

Среди крупных промышленных перспективных проектов, начатых недавно - нефтеперерабатывающий завод в Сохаре, завод полипропилена, завод метанола, алюминиевый завод, а также завод удобрений в Суре и проект компании «Клхат» по переработке природного газа. Особое внимание правительство Омана уделяет развитию туристической отрасли, поскольку она занимает важное место в политике экономической диверсификации. Разрабатывается национальная стратегия туристического развития, реализуются различные туристические проекты, как например строительство и восстановление дорог в туристических районах, строительство гостиничных комплексов в областях и провинциях. Фестивали в Маскате и Салале стали одними из наиболее известных в регионе, поэтому развитие инфраструктуры является особенно важным.

Согласно прогнозам и статистическим данным международных организаций, в 2012 году экономика Омана достигнет еще большей стабильности и процветания. Султанат занимает ведущее место в рейтинге экономической и политической стабильности, а также предоставляет наиболее благоприятные условия для инвестиций, торговли и ведения проектов.

Несмотря на турбулетные региональные события и кризисы в некоторых странах в 2011 году, последствия которых ощущалось во многих частях света, оманской экономике удалось достичь стабильного роста и преодолеть негативные последствия, связанные с кризисом. Главным признаком стабильности оманской экономики является профицит бюджета 2011г. - первого года пятилетнего плана 2011- 2015. К концу октября 2011 г. профицит бюджета достиг более чем OMR830 млн., что обеспечило прирост доходов на 45%, по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Ожидается, что темпы роста экономики Омана в течение 2012 года достигнут 5% - 6%, не только в результате увеличения цен на нефть и расходов на государственные проекты, но во многом благодаря разумной правительственной экономической политике.

Объем взаимной торговли между Россией и Оманом за ряд последних лет характеризуется следующими показателями (по данным ФТС России):

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Товарооборот

24,2

13,2

39,3

42,1

59,4

89,1

Рост в %

91,7

54,5

297,7

107,1

141,1

150,0

         Экспорт

20,4

12,8

38,8

41,0

56,8

86,1

Рост в %

99,5

62,7

303,1

105,7

138,5

151,6

          Импорт

0,5

5,9

3,8

1,1

2,6

3,0

Рост в %

8,4

1180,0

64,4

28,9

236,4

115,4

           Сальдо

19,9

6,9

35,0

39,9

54,2

83,1



Торгово-экономические отношения между Российской Федерацией и Султанатом Оман в течение последних нескольких лет не отличаются высоким уровнем. Структура двустороннего товарооборота практически полностью зависит от номенклатуры российского экспорта.

Товарооборот в 2014 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. в 1,5 раза и составил 89,1 млн. долл. США, при этом российский экспорт также увеличился в 1,5 раза и составил 51,6 млн. долл. США (96%) – за счет увеличения поставок пшеницы в 2,5 раза (с 104 тыс. т на сумму 26,1 млн. долл. США до 257 тыс. т на сумму 62,4 млн. долл. США) и черных металлов в 15 раз (с 0,3 тыс. т на сумму 0,4 млн. долл. США до 7,7 тыс. т на сумму 6 млн. долл. США).

Основная доля российских экспортных поставок в 2014 г. приходится  на стандартные для региона товарные группы: продовольственные товары – 29,7 млн. долл. США или 80%, в том числе зерно – 257 тыс. т на сумму 62,4 млн. долл. США (74%) и черные металлы (7,7 тыс. т на сумму 6 млн. долл. США).

Импорт из Омана представлен в основном полиэтиленовым сырьем – 2,5 млн. долл. США (86%) и изделиями из обработанного камня – 0,3 млн. долл. США (9%).

По данным Росстата, другие взаимные инвестиции между Россией и Оманом отсутствуют. Информации об иных значимых проектах, осуществляемых российским бизнесом на территории Омана, в Минэкономразвития России не имеется.

15.05.14г. по решению МИД РФ в Омане был создан Экономический совет при Посольстве Российской Федерации в Султанате Оман (далее – Совет), который возглавил Посол России в Омане – Э.М.Фазельянов, заместитель – генеральный директор ТМК GIPI В.И.Щербатых. Совет является консультативным органом, образованным в целях подготовки предложений по основным направлениям развития социально-экономического сотрудничества ведущих российских компаний с представителями экономического и социального сектора Султаната Оман. Совет дает рекомендации по выбору стратегии и тактики ее реализации, механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие экономического сотрудничества между двумя странами.

В декабре 2014г. ТПП РФ принято решение о возобновлении деятельности Российско-Оманского делового совета, основные организационные мероприятия по формированию структуры которого пройдут в 2015г.




Oman ranked 5th out of 22 members of the Arab League in the Economic Freedom of the Arab World 2014 Report, launched at the Economic Freedom of the Arab World Conference in Amman, Jordan. The report showed that Oman has improved its ‘access to sound money’ while also recording an increase in the ‘regulation of business, credit and labor’.

The Sultanate of Oman, represented by Ithraa, joined countries from across the Arab World to discuss ‘Economic Freedom and the Public Sector’ during a two-day conference. HE Dr. Salem ben Nasser Al Ismaily, Chairman of Ithraa moderated an interactive panel entitled ‘How good governance, public sector efficiency and privatization can contribute to economic development’. The session included senior executives from international companies discussing how national economies can benefit from the marriage of public and private sector agencies. In addition, Azzan Al Busaidi, Ithraa’s Director General of Research Studies and e-Services, shared the main findings and implications of the 2014 report.

Commenting on the findings, Al Busaidi, said, “The report shows that Oman is making considerable progress towards a free and open market that will provide new opportunities for enterprises to thrive. The results indicate that the Sultanate’s economic freedom will grow due to the ongoing regulatory improvements that will support local development, attract inward investments and ultimately advance economic diversification.”

Jordan and the United Arab Emirates are tied as the most economic free nations in the region with Bahrain in third, Kuwait in fourth and Qatar joining Oman in fifth place. Lebanon dropped to seventh place while Saudi Arabia ranked eighth, Yemen ninth and Tunisia completing the top ten.

The report ranked all 22 countries in key five areas of economic freedom including Size of Government: Expenditures, Taxes and Enterprises; Commercial and Economic Law and Security of Property Rights; Access to Sound Money; Freedom to Trade Internationally; and Regulation of Credit, Labor, and Business.

Al Busaidi added, “As national economies across the Arab World become increasingly diverse and sophisticated, expectations of public services also grow. During the panel, we provided examples of how Oman is looking to empower the private sector through partnerships with the public sector to create a more efficient and competitive economy.”

Participants at the Economic Freedom of the Arab World Conference represented free market economic think tanks and organizations and are considered experts in the fields of economic freedom and market reform, and creative entrepreneurs. Delegates were invited from across the Arab World as well as selected countries including Canada, Poland and Turkey to examine challenges faced in individual markets and compare economic freedom within and outside the Arab region.

Al Busaidi concluded, “By working together, countries in the Arab World can adapt policies for the benefit and prosperity of each individual nation as well as develop a roadmap for future collaboration across the region.”

The Economic Freedom of the Arab World Conference is held annually and co-organized by Fraser Institute (FI), The International Research Foundation (IRF), the Friedrich Naumann Foundation for Liberty (FNF) and Young Entrepreneurs Association (YEA).